Приведем пример такого приема: (участвует ребенок Фарит Ф. с низким уровнем экологической культуры и дети опытной группы). Воспитатель Людмила Леонидовна предлагает послушать стихотворение В.Пальчинскайте «Муравей». Предлагает ребенку придумывать «портрет» муравья (словесный, мимический, изобразительный).
Воспитатель: « .Мне нравится муравей, потому что ., а тебе .?» и т.д.
Ребенок затрудняется ответить. На помощь приходят дети:
Глеб 3.: «Муравей - трудяга, носит тяжелую ношу».
Ульяна Д.: «Муравья жалко, он устал, а до муравейника далеко .»
Вера В.: «Он не лентяй».
Воспитатель предлагает каждому ребенку изобразить и обыграть муравья. Фарит Ф. увлекается игрой.
Игровая канва повышала интерес детей к животным и растениям, вызвала чувство сострадания, понимания того, что все в природе взаимосвязано, а это развивало в детях нравственные качества.
Первоначальные, на данном этапе работы, игры носили познавательно-занимательный характер, в дальнейшем - усложнялись, увеличивалось количество персонажей, где требовалась самостоятельная работа ребенка в проработке образов героев, достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей.
Важно было побуждать детей к самостоятельному построению небольших экологических сюжетов. Этому способствовал определенный психологический настрой, вселяющий в каждого ребенка уверенность в том, что при определенном старании он обязательно научится выступать партнером взаимодействия, с изображаемым объектом.
II этап работы предполагал также развитие у детей режиссерского тренинга с помощью специальных упражнений.
В основе упражнений лежит принцип моделирования элементарных режиссерских операций, таких как:
воображаемое манипулирование с игрушкой;
моделирование экологического сюжета;
продуцирование идей на заданную тему;
эмоциональное насыщение сюжета.
Дж.Л.Морено писал, что ребенок в игре входит в роль другого человека и становится способен воспринимать его. Он считает, что такие феномены, как эмпатия, идентификация и имитация, имеют в своей основе «ролевое развитие». По Морено «роль - это интерперсональный опытл. Здесь происходит не просто механическое повторение внешнего поведения. При игровом обмене ролями происходит усвоение различных способов поведения в комплексе со всеми его психосоциальными компонентами, такими как чувства, установки, нормы и ценности, что важно для нашего исследования с точки зрения экологического образования старших дошкольников.
Проявляющаяся в игре готовность ребенка действовать в роли другого, учит его моментальному вчувствованию в состояние живого объекта.
На III этапе работы нами использовались стихотворения экологического и природного содержания, которые были сгруппированы по темам: «Земля наш дом», «Дикий мир природы», «Не просто букашки», «Домашние животные», «Пернатые друзья», «В мире растений».
Содержание данных произведений отражает жизнь лесных, домашних и других животных и птиц, поведение их в среде обитания, деятельность человека в природе.
Литературное произведение сближает ребенка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие. «Со» - означает вместе, а это значит, что, формируя эти качества личности, мы учим детей взаимодействию, основной черте взаимоотношений, и способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Планирование учебно-воспитательного процесса на
учебную четверть
Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязат ...
Мастерство педагогического общения и педагогический такт
Важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессиональные значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленнос ...
Анализ опыта создания экологического пространства в ДОУ
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.