Таким образом, цели нашей работы достигнуты, задачи выполнены, гипотеза доказана.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись показатели уровня сформированности артикуляционной и мимической моторики, состояние тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики(двигательной функции артикуляционного аппарата, динамической организации движений артикуляционного аппарата), состояние звукопроизношения.
Указанные недостатки звукопроизношения вызваны нарушениями двигательной функции органов артикуляционного аппарата (недостаточной точностью, координацией и переключаемостью движений, особенно тонких дифференцированных движений губ, языка, наличием неврологической симптоматики в виде меняющегося тонуса, сопутствующих движений).
Предложенная методика по коррекции звукопроизношения отражает особенности работы при дизартрии, главной целью которой является использование логопедического массажа на всех этапах коррекционной работы. Описанные методы и приемы могут использоваться логопедами в рамках индивидуальных занятий.
Апробация представленной методики доказывает свою эффективность, что отражается на результатах, показанных детьми экспериментальной группы. Можно прогнозировать, что при использовании логопедического массажа повышается эффективность коррекции звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста.
Представленное исследование рассматривает использование логопедического массажа как основного фактора коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Данное речевое нарушение является достаточно сложным в плане логопедического воздействия.
Теоретическая часть работы посвящена изучению и анализу методической литературы по указанной теме. Мы смогли уточнить структуру дефекта при дизартрии, глубже понять причины и механизмы нарушений произносительной стороны речи, рассмотрели виды и приемы логопедического массажа. Для дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. К основным жалобам относятся: невнятная невыразительная речь, размытость, нечеткость артикуляции, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи. Требуется комплексный подход в организации и проведении коррекционных мероприятий по устранению указанных первичных нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Практическая часть исследования посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по использованию массажа как основной фактор коррекции звукопроизношения в дошкольном возрасте, которая осуществлялась на базе МДОУ «ЦРР - детский сад №7» с участием 8 детей старшей группы.
На формирующем этапе эксперимента был использован массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией. Подробно описаны виды и приемы логопедического массажа, используемые в логопедической практике, целью которого является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа происходит нормализация мышечного тонуса. Только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Контрольный этап эксперимента включал повторную диагностику. В результате мы смогли увидеть следующую динамику: по всем параметрам дошкольники экспериментальной группы показывают более высокие результаты. У детей практически сформированы движения органов артикуляционного аппарата, укрепилась язычная мускулатура, развита точность и переключаемость движений губ, языка, челюсти. В целом речь дошкольников стала более четкой, внятной, эмоционально окрашенной, интонированной.
Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с
учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...
Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...
Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.