Образование » Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений » Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений

Проблема формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений

Страница 5

В работах многочисленных исследователей психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн) и педагогов (Б. С. Волков, Л.А. Йоваша, Г. Г. Конычева, В. Н. Крутиков, Н.И. Мешков, Н.В. Тельтевская, Г.И. Щукина) мотивы рассматриваются как важные структурные компоненты деятельности. В работах, например, А.Н. Леонтьева показано, что деятельности без мотивов не бывает и что за соотношением деятельности открывается соотношение мотивов.

Вместе с тем, учитывая различные подходы ученых к рассмотрению мотивов и их сущности, можно говорить о мотивах как о важнейших побудителях и внутренней детерминанты деятельности.

Исследователи выделяют три группы мотивов учения. Основными критериями выступает их происхождения (биогенные, социогенные и стимулы-мотивы).

Биогенные мотивы присущи каждому индивиду и возникают в результате отражения познавательной потребности (любознательности, стремления к активному восприятию, действию и т.д.).

Социогенные мотивы формируются в процессе становления личности (отношения к обществу, стремления войти в определенную социально-профессиональную группу и т.д.).

Стимулы-мотивы являются результатом стимулирующих педагогических воздействий.

Учитывая сказанное выше, будем рассматривать профессиональный интерес как проявление социогенного мотива, ориентирующего на саморазвитие и самореализацию личности в конкретной практической деятельности, т. е. в профессии.

Интересы выступают в учебной деятельности формой проявления этих мотивов, они влияют на эффективность ее протекания. Основываясь на классификации, приведенной выше, профессиональный интерес включают в группу социогенных мотивов, потому что связаны с осознанием социальной значимости получения образования.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что эти мотивы не содержатся в природной основе человека, они составляют момент его социальной сущности.

Тесная взаимосвязь социальных и познавательных мотивов, как утверждает А.К. Маркова, осуществляется в процессе решения конкретных практических задач, которые ведут к "обогащению личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращение их в смыслообразующие". Итогом такого взаимодействия является появление новых мотивов – профессиональных – иначе говоря происходит "сдвиг мотива на цель".

Данное утверждение А. К. Марковой имеет большое значение, так как в нем представлена деятельность преподавателя профессиональной школы в конкретном направлении – создание соответствующих условий для перехода познавательного интереса в профессиональный.

В реальности в процессе профессиональной подготовки и профессионального становления складывается новая система мотивов.

При анализе существующей системы профессиональной подготовки можно обнаружить явные противоречия между целью и результатом обучения. Направлением цели обучения является учебно-познавательная деятельность, а результат направлен на профессиональную подготовку. На эти противоречия указывает Э.Ф. Зеер, который пишет: "Цель обучения – освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профподготовки – освоение профессиональной деятельности".

Следовательно, познавательные мотивы при определенных условиях трансформируются в профессиональные. По мнению исследователей, эти условия могут проявляться в процессе обучения. Как показано в исследованиях В.М. Антиповой, Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, Н.Н. Дьяченко, И.А. Зимней Н.И. Мешкова, Ю.М. Орлова, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной и др., профессиональный интерес связаны с положительным отношением к учению и формируются на основе познавательных мотивов, особое место среди которых занимает профессиональный интерес, который указывает на "нацеленность на овладение неизвестным, превращение незнания в знание, преобразование новых знаний в новые социальные ценности".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...

Методическая разработка урока "Переменный электрический ток"
Характеристика темы. Тема урока: "Переменный электрический ток". После изучения данной темы учащиеся должны знать: области применения переменного тока; коэффициент трансформации; принцип действия приборов, потребляющих переменный ток; разницу между фазным и линейным напряжением. А также д ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru