Первый вид профессионального интереса неразрывно связан с развитием познавательных интересов. В данном случае познавательный интерес и профессиональный интерес имеют единую основу.
Интересную точку зрения на взаимосвязь познавательного и профессионального интереса высказывают Н.В. Гросс и В.П. Фатеева, считающие, что только на определенном этапе формирования познавательного интереса осуществляется переход к формированию профессионального интереса. Названные авторы выделили пять этапов овладения учащимися знаний, которые взаимосвязаны.
Первый этап учебно-познавательной деятельности сводится к осознанию учащимися целей и задач изучения конкретного предмета. В рамках данного диссертационного исследования будет рассматриваться дисциплина ²Основы латинского языка и медицинской терминологии². В процессе обучения надо хорошо представлять себе цели изучения каждой темы, различать задачи практического или теоретического характера, где первые связаны с практической деятельностью, а вторые направлены на усвоение новых знаний.
Различие познавательной и профессиональной деятельности обусловливает дифференциацию познавательных и профессиональных мотивов.
Второй этап – восприятие знаний, эти знания приобретаются при прослушивании, наблюдении или чтении учебного материала и понимании его смысла.
Третий этап учебно-познавательной деятельности – это осмысление знаний. На этом этапе важную роль играет самостоятельная работа. Это сложный этап усвоения учебного материала, основой которого является кропотливая и хорошо организованная самостоятельная работа.
На четвертом этапе происходит закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Пятый этап познавательной деятельности – применение знаний на практике. Учащиеся должны не только усвоить знания, но и уметь применять их на практике. В то же время сама практика способствует лучшему усвоению учебного материала, выступает самым верным cпocoбoм его закрепления.
Шестой этап – проверка результатов обучения, которая организуется преподавателем. Данный этап является итогом проделанной работы.
Очевидно, что любая профессиональная деятельность имеет специальную направленность. Говоря об учащихся средних специальных медицинских учебных заведений, следует отметить тот факт, что большинство предметов, которые изучают учащиеся, основано на использовании специальной лексики или терминологии. В результате информация, получаемая учащимися в процессе усвоения ими профессионально необходимых знаний, включает в себя большое количество профессиональной терминологии, о значении которой можно только догадываться. Однако учебный процесс построен таким образом, что изучение терминологии, заимствованной из латинского языка, проводится заранее, в курсе общеспециальных дисциплин на втором году обучения.
Обучение любой профессии, в том числе и профессии медицинского работника среднего звена, невозможно без овладения профессиональным языком, в котором для обозначения многочисленных предметов, явлений, процессов, действий и т.д. существуют специальные слова, словосочетания, называемые терминами. Без понимания и запоминания терминов нельзя разобраться в содержании специальных дисциплин, изучаемых в медицинском учебном заведении.
В каждом термине, в определении его значения отражено соответствующее научное понятие, система научных понятий конкретной профессиональной деятельности. Владение такой системой отличает простого обывателя от профессионала. Каждая из дисциплин профессиональной подготовки (терапия, отоларингология, анатомия и физиология человека и др.) имеет такую систему. Совокупность всех терминосистем является профессиональным языком или медицинской терминологией.
Таким образом, изучение латинского языка не только может, но и должно способствовать формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений, так как через содержание данной дисциплины формируется интерес к будущей профессии, в то время, когда предметы клинического цикла еще не изучаются.
Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях
дополнительного образования
В марте 1995 г. Правительством РФ было утверждено постановление №233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей", в котором дано следующее определение: "Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учрежде ...
Конспект урока художественного труда: «Балхарская керамическая игрушка»
Тема: «Балхарская керамическая игрушка» - выполнение росписи кувшина с использованием элементов балхарского орнамента. Учебные цели и задачи: знакомство детей с традиционной художественной керамикой Дагестана, формирование у них навыков кистевой росписи на примере изучения орнаментального декора ба ...
Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.