– осуществить выбор форм, методов и средств обучения, способствующих формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведениях, используя вариативность и гибкость их применения, учитывая особенности взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, обоснуем значимость названных условий, способствующих формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений.
Мотивационно-оценочное отношение к будущей профессиональной деятельности
выделяется как одно из необходимых условий для формирования профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений, поскольку принятие целей, осознание их важности и профессиональной значимости оказывает большое влияние на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Не вызывает сомнений, что каждая дисциплина обладает не только обучающей и воспитательной функцией, но и мотивирующей.
Одним из условий успешного обучения является мотивация. Она побуждает обучающегося к определенной деятельности с целью расширения и углубления своих знаний, повышения уверенности и независимости от внешних факторов. Мотивация играет ведущую роль в организации структуры личности, является движущей силой деятельности. Вопросам мотивации посвящено множество работ ведущих российских и зарубежных исследователей (А.Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, А.К.Маркова, П.В.Симонов и др.).
Разработка любой технологии обучения должна включать в себя обоснование возможной мотивации обучающихся. Учащиеся должны иметь представление о возможностях использования изучаемой ими информации в своей будущей профессиональной деятельности – ²я учу это сегодня для того, чтобы завтра….².
Мотивация в обучении определена Ю.Н. Кулюткиным как "соотношение целей обучения с потребностями, запросами, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения". Мотивация находит выражение как в общем отношении учащихся к обучению, так и в его активности в процессе учебной деятельности. А.Н.Леонтьев понимает под мотивацией ²то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности².
Не однозначна классификация мотивов в современной научно-методической литературе. В работах Л.П. Божевича, П.Я.Гальперина, М.А. Кудашовой, А.Н.Леонтьева, Г.В.Роговой встречается разделение мотивации на:
а) внешнюю мотивацию и, соответственно, внешне мотивированное поведение (по отношению к профессии);
б) внутреннюю мотивацию и, соответственно, внутренне мотивированное поведение (процессуальную).
Разделение мотивации на внутреннюю – стремление узнать новое, желание творчески развиваться, расширить знания, то есть порожденную самой учебной деятельностью, и внешнюю – социальный престиж профессии, заработная плата, являющуюся атрибутами приобретаемой профессии, придают учебным действиям обучающегося определенный смысл.
Следует констатировать тот факт, что для осуществления полноценной учебной деятельности одновременно должны присутствовать как внутренние, так и внешние мотивы. Значительное место занимают мотивы внешнего самоутверждения (мотивы престижа). Они могут быть как осознанными, так и неосознанными и имеют высокую побудительную силу, являясь необходимым условием комфортного психологического состояния личности.
В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Побудителем учебной деятельности в условиях технологии обучения, направленной на формирование профессионального интереса, на наш взгляд, является система мотивов, включающая в себя учебные, познавательные и профессиональные мотивы.
Так, учебные мотивы связаны с рациональной организацией учебной деятельности обучающихся и направлены на усвоение способов добывания знаний. Они включают в себя интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний при изучении латинского языка, к способам саморегуляции учебной деятельности.
Формирование положительного отношения к учению формируется благодаря познавательным мотивам, среди которых особо выделяется познавательный интерес, определяющий нацеленность на овладение неизвестным, превращение незнания в знание, преобразование новых знаний в новые социальные ценности. Развитию познавательного интереса способствует содержание усваиваемых знаний и характер организуемой деятельности. Так как содержание учебной деятельности в средних профессиональных медицинских учебных заведениях носит профессиональный характер, то познавательный и профессиональный интересы тесно связаны друг с другом. Об этом подробнее говорилось в параграфе 1.1. данной диссертации.
Планирование учебно-воспитательного процесса на
учебный год
Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей ...
Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности
как личного качества
Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей опре ...
Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.