Важным условием, способствующим формированию профессионального интереса у будущих медицинских работников, является отбор и структурирование содержания учебного материала.
Это предполагает реализацию отобранного и структурированного содержания учебного материала в материализованной форме через совокупность методов, форм и средств обучения, адекватных целям, изучаемому содержанию, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Оптимальный выбор методов, форм и средств обучения определяется разными обстоятельствами: общими целями, которые ставятся в процессе обучения; особенностями и спецификой преподавания конкретной учебной дисциплины; целями, задачами и содержанием материала конкретного учебного занятия; временем, отведенным на изучение материала; уровнем подготовленности обучающихся, их психическими и психофизиологическими показателями; уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических и других материальных средств; уровнем подготовленности и личными качествами преподавателя. В конечном итоге в своей совокупности они создают инструмент, при помощи которого управляют процессом формирования профессионального интереса у учащихся.
В самом общем виде под содержанием образования, по мнению многих исследователей, понимается система научных знаний, умений и навыков, в процессе овладения которыми у учащихся формируется научное мировоззрение, развиваются мышление и способности.
Реализация технологического подхода к
организации учебного процесса
.
Процесс учения сугубо индивидуален и должен представлять собой такую деятельность, в ходе которой ученик не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, что предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Целью реализации названного условия является формирование личности профессионала, хорошо знающего свое дело.
Для достижения такой цели требуется отказаться от репродуктивного усвоения знаний. Технологический подход к обучению предполагает изучение фактов, явлений, закономерностей и т.п. в их взаимосвязи и взаимодействии, что создает условия для эффективного овладения будущим медицинским работником среднего звена профессиональными умениями, повышения его дидактической подготовки.
При технологическом подходе учащиеся стремятся самостоятельно получить знания, их учеба не ограничивается лишь прослушиванием и записыванием информации по учебной дисциплине, полученной от преподавателя и предварительно им обработанной. Роль обучения состоит в том, чтобы, создать условия для развития и раскрытия познавательных возможностей учащихся.
Отличительными чертами данного подхода является осуществление совместной деятельности преподавателя и обучающихся, выступающей в качестве важнейшей предпосылки развития личностных показателей и определения профессиональной направленности студентов, одним из показателей которой является сформированность интересов к будущей профессиональной деятельности.
В. В. Сериков считает, что образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития. Для этого необходимо предоставлять учащимся возможности «проявить избирательность к предметному материалу, организационным формам и методам обучения», потому что технологический подход в обучении заключается в предоставлении обучающимся возможности реализовать себя в познании и учебной деятельности, в выборе форм и методов обучения.
Мы согласны с мнением А. К. Марковой, утверждающей, что ²смысл учения – это сложное личностное образование, и он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся, что предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя².
Таким образом, технологический подход не является самоцелью, а используется для того, чтобы обучающиеся приобретали знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности, необходимые для будущей профессиональной деятельности специалиста. Технологический подход к обучению обеспечивает достижение гарантированного результата (выполнение требований социального заказа) подготовки профессионалов с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности.
Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими
расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...
Классификация методов воспитания и их характеристика
Классификация –это выстроенная по определенному признаку система методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной. Выделяют 3 группы методов воспитания: a
)Методы формирования сознания личности - убеждение - ра ...
Методика использования игр как средства экологического образования дошкольников
Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.